С 1 января 2017 года на территории Российской Федерации введен профстандарт педагогов.
Профессиональный стандарт – специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и личностным качествам работника.
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.
Цель применения
· Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
· Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
· Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
· Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога, это документ, включающий четыре раздела:
- общие сведения о профессии;
- описание трудовых функций;
- характеристика обобщенных трудовых функций;
- сведения об организациях-разработчиках.
Первый раздел профстандарта педагога содержит наименование вида профессиональной деятельности и основные сведения о нем.
Второй раздел представляет собой функциональную карту деятельности. Всем трудовым функциям, указанным в карте, соответствуют определенные квалификационные уровни или подуровни.
Более подробная характеристика каждой функции дается в третьем разделе стандарта педагога. в котором также приводятся основные требования к образованию и практическому опыту работы.
Последний раздел содержит перечень организаций, разработавших проект документа.
Содержание профстандарта педагога отражает:
· обучение;
· воспитательную работу;
· развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
· профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
1. Общепользовательская.
2. Общепедагогическая.
3. Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.